Страницы

четверг, 30 марта 2017 г.

Как вести дневник? Основные принципы

За моим окном сегодня вновь светит солнце. И я даже рада, что в последнее время приходится вставать в шесть утра: мне удалось полюбить ранние подъёмы. А как здорово смотреть на рассвет! Как тёмно-синее небо окрашивается бронзой и медью, и над верхушками деревьев Павловского парка медленно выползает сонное багряное солнце…И вот его лучи уже заливают всё вокруг, подсвечивают белые перья облаков, а небо становится голубым- нежным и пронзительным.
В своей прошлой записи я упоминала, что веду дневники, старомодные дневники в блокнотах, с восьми лет и по сей день. У меня скопилась уже приличное количество томов и я знаю, что это только начало J  В последнее время происходит удивительная для меня вещь: я вижу, как ведение всевозможных дневников, журналов, скетчбуков и тревелбуков набирает всё большую популярность в мире. Доходит даже до того, что некоторые мои знакомые не верят, что я веду дневник так давно, а не с тех пор, как это стало модно.
Дневник – это совершенно особенный вид творчества. Для меня это действительно необходимость, потребность, подобная желанию есть и спать. Это то, что я делаю исключительно для себя, это то самое уютное «моё», которого многим в жизни не хватает. Однако, так дела обстоят не для всех, и зачастую мои знакомые начиная вести дневники довольно быстро «остывают» к ним, теряют интерес. Например, одна моя сокурсница (очень талантливая и неординарная поэтесса, кстати)  жаловалась, что в тот период жизни, когда она вела дневник, она заметила, что все её записи удивительно однообразны, перечитывать их неинтересно, даже начало у них всегда одно и то же «Сегодня я…». Поэтому-то она и бросила ведение дневника, в отличие от меня.
Так что же сделать, чтобы через много лет вы открыли свой старый дневник и вам было интересно его полистать?? Как вести дневник интересно и не забросить его через пару страниц? Хочу поделиться несколькими принципами из личного опыта.

1.       Всегда немного иначе.
Чтобы не вышло, как у моей подруги, каждую запись можно начинать по-разному. Представьте, что ваш дневник – это не просто стопка бумаги, переплетённая в типографии, а живое существо, собеседник, с которым вы ведёте увлекательный диалог. Скажите, реальному человеку было бы с вами интересно, если бы вы, как заевшая пластинка, всегда говорили одно и то же? Вот-вот… Поставьте дату в начале записи, а дальше забудьте о правилах. Пишите всё, что придёт в голову, а если не приходит ничего – опишите это. «Знаешь, дорогой дневник, я совершенно не представляю, что мне сегодня написать! Такое странное ощущение: казалось, что в голове столько мыслей, а вот стоило только открыть тетрадь – и сразу они все попрятались…» и так далее. Главное избегать перечисления сухих фактов «Я встал, помылся, съел яичницу, вышел из дома, сел в машину…» - такое письмо изо дня в день вас утомит, и вскоре вы бросите писать, вам покажется, что это бессмысленно…
2. 
   Больше эмоций.
Дневник хорош тем, что в нём можно отразить то, что не видно окружающим - ваш внутренний мир. И то, что творится у вас внутри, будет интересно всегда. Пишите откровенно и искренне – здесь вы пишите для себя, вам не нужно думать, что понравится вашим читателям, ведь вы сами себе целевая аудитория. В принципе, даже если не произошло никаких значительных событий, ваши эмоции всё равно могут быть интересными. Разберём пример из предыдущего пункта. Даже обычное перечисление повседневных дел может стать живым и красочным, если «проживать»  его в каждой записи. «Сегодня утром, ещё не открыв глаза, я понял, что проснулся за несколько минут до будильника. Как же это обидно! Мне так хотелось поспать эти драгоценные мгновения, но тело наотрез отказывалось вырабатывать нужные гормоны, а мозг всё «набирал обороты». Но делать было нечего… только смириться и взбодриться, увы… Впрочем прохладный душ немного помог. А ещё яичница! Нежные золотистые желтки были столь радостного, жизнеутверждающего цвета (как бы глупо это не звучало), а вкус таким поразительно простым и правильным, что я сразу повеселел… То что надо!...». В общем, вы меня поняли. Какую ерунду я бы  не писала, главное, чтобы запись была «живой».
3.      Тематические записи.
Как я уже говорила, ваш дневник должен стать отражением вашего внутреннего мира, а не сухим архивом совершенно непримечательных фактов. Интересно, на мой взгляд, вам будет дать себе некое задание, тему сочинения для очередной записи. В конце концов, кто сказал, что в дневнике нужно исключительно разводить «розовые сопли» и описывать свои будни? Например, лет этак в тринадцать, я дала себе задание написать список из двадцати женщин, которыми я восхищаюсь, и объяснить почему. Писать такие записи было интересно, а перечитывать через некоторое время - ещё интересней. Кстати, нужно будет на досуге написать аналогичный современный список…. Так же интересно писать «списки желаний», к тому же получается такой эффект «психотерапии»: всегда полезно знать, чего ты хочешь.
4.      Немного визуального.
Читать и писать, конечно, здорово, но наше визуальное восприятие так же очень важно при общении с дневником. Я всегда долго и тщательно выбираю блокнот для нового дневника. Он должен мне очень нравиться, ведь в среднем я веду один дневник около года. А ещё у меня лежит целая стопочка «приятностей» для его украшения. Добавьте красивых наклеек, вырезок из журналов, вклейте билет из кино или этикетку от новой сумки (ведь её покупка подарила вам немного радости, не так ли?). Используйте цветные стикеры и маленькие открыточки, чтобы записать какую-то особенную мысль, а ещё можно оставить себе послание, например «У тебя всё получится!» или «Не волнуйся, усталость – это исправимо…». Сейчас в магазинах вообще очень много классных штучек для дневников! Я очень люблю, например, использовать принтованный скотч (особенно с весёленькими рыбками), к тому же бумажный скотч очень приятен на ощупь. Вклеивать так же можно свои фотографии и просто красивые картинки, распечатанные на принтере (например, с любимыми персонажами аниме или сериала, с пейзажами, с машиной, о которой вы мечтаете). Можно делать тематические развороты – например, вклеить фото и флаги стран, в которых вы мечтаете побывать. А в детстве, я сделала целый зоопарк: вырезала маленькие фото животных и сделала на развороте дневника что-то вроде карты с кармашками- вольерами из прозрачной плёнки, в которых жили мои зверушки. Их можно было вытащить и вложить обратно.
5.       Постоянство.
Регулярность в ведении дневника – вещь очень важная, но не стоит на ней зацикливаться. Для меня оптимальная частота «сеансов общения» с ним – два - три дня. Иногда я пишу чаще, иногда реже, но главное, я знаю, что всегда возвращаюсь к дневнику – в этом главный смысл его существования в моей жизни.

Вот так на одном дыхании я описала вам несколько принципов ведения дневника. В следующий раз я обязательно расскажу, как разбудить в себе желание писать и подскажу пару тем для дневниковых записей.

На фото: г. Пушкин, Соборный сквер

Комментариев нет:

Отправить комментарий